Вірослава Новосильна

Засновниця і СЕО агентства SLOVA Tech PR, співзасновниця жіночого бізнес-ком’юніті Wtech

О создании агентства SLOVA Tech PR

Я не мечтала стать бизнес-вумен, заниматься венчурными фондами, стартапами. Я планировала устроиться на работу, завести семью, иметь парочку хобби… Но все сложилось не так. В 22 года меня унесло в моду — мы с партнером организовали PR-агентство для продвижения fashion-брендов, бренд одежды и швейное производство. Но ничего не получилось, не хватило скиллов и понимания, как устроен рынок. После этого я решила, что никогда больше не пойду в бизнес. Меня хватило на три месяца. Хотелось больше адреналина. Тогда я решила зарабатывать на том, что умею лучше всего — продавать тексты. Практически все заказчики были из IT-индустрией. В то время это была тема №1. Так и родилось агентство.

 

О репутационных рисках

Наше агентство регулярно сталкивается с репутационными рисками клиентов. Разглашать эти факты не могу, так как с каждым клиентом подписываем NDA. Могу сказать одно: кризисы наступают, когда их совсем не ждешь. В кризисной ситуации практически все клиенты изначально неправильно действуют. Выходят в свет со слишком бурной реакцией, и потом это тяжело исправить. Если работаешь в публичной компании, важно осознавать последствия своих действий и высказываний. Я за то, чтобы у компаний были прописаны ценности. Например, сотрудник не имеет право публично высказывать свое мнение на определенные темы. Это не цензура, а понимание того, что работая в коллективе, вы должны разделять одни и те же ценности. 

 

О клиентах и мировых рынках

У нас всегда 10–15 клиентов на потоке. Работаем с Украиной, Европой, США и Азией. Медиаполя колоссально отличаются, все-таки имеем дело с разными культурами. Самый сложный пиар в Германии. Немцы не признают социальные сети, к ним можно достучаться только через рабочую почту. Ни в коем случае нельзя писать на личный e-mail. Могут даже в суд подать за вторжение в личное пространство. На одно из писем я получила ответ спустя пол года. Немцы будут ждать, наблюдать за успехами агентства. Только если у нас все хорошо, они пойдут на сотрудничество.

Поляки очень разговорчивые. Они всегда будут звонить, уточнять даже самые незначительные детали. Им важно знать, как у тебя дела, все ли в порядке. 

В США не любят телефонные разговоры. Но если журналист заинтересуется, то в тот же день будет звонок со всей командой. Американцам важно взглянуть на реальность — что у нас происходит.

 

О бизнес-комьюнити Wtech

Wtech — это комьюнити для женщин— лидеров в IT, tech и онлайн-бизнесе. Мы основали его вместе с Викторией Тигипко 2,5 года назад. В сообщество мы приглашаем не только лидеров, но и тех, кто только начал карьеру, помогаем им расти и развиваться в среде профессионалов. В нашем комьюнити уже 3500 женщин. Wtech представлено в десяти городах Украины, а недавно мы запустились в Лондоне, вскоре запускаемся в Берлине. 

У нас есть несколько целей. Во-первых, дать женщинам ролевые модели успешных предпринимательниц, чтобы они видели, на кого равняться и к кому обратиться за профессиональным советом. Во-вторых, поддерживать нетворкинг участниц комьюнити. В-третьих, развивать образовательные инициативы для женщин, предоставлять регулярное менторство. В комьюнити есть 40 адвайзеров и 20 амбассадоров. Адвайзеры — лидеры индустрии, к которым мы можем обратиться за консультацией. Амбассадоры — представительницы самого комьюнити, достигшие определенных успехов и готовые помогать, направлять и делиться опытом.

Мы все хотим одного — быть успешными и самодостаточными. Перед запуском комьюнити мы провели опрос. В результате выяснили, что большинство женщин страдают синдромом самозванца. Женщины часто себя недооценивают. Задача нашего комьюнити — развивать чувство самодостаточности.

 

О культуре менторства

Важно понимать, что ментор — это не психолог. Мы помогаем участницам готовиться к менторским встречам, вместе готовим вопросы. Я просматриваю вопросы, отвечаю, если могу в рамках своей компетенции, подсказываю, стоит ли идти к ментору. Возможно, лучше сначала обратиться к амбассадору. 

Приглашаем и мужчин-менторов. Почему так? Потому что у менторства нет пола, мы открыты к любому гендеру. Мы за то, чтобы быть равными во всех смыслах.

 

О стартапах и IT-индустрии в Украине 

Зачастую стартапы, придуманных женщинами, недооцененные. Так сложилось, что мир технологий был всегда мужским. По процентному соотношению в IT-индустрии работают 25% женщин и 75% мужчин — это мировая статистика. Однако именно «женские стартапы» в большинстве случаев на выходе получают больше прибыли, нежели проекты, основанные мужчинами. Сейчас мы работаем над диверсити — хотим быть на равных. На это нужно время и ответственность каждого из нас. Ведь мы все еще боремся со своими внутренними стереотипами. 

Украинскому стартаперу всегда лучше искать инвестора сперва на родине. Обратиться к отечественным венчурным фондам, все детально разузнать, пройти первичную вариацию. Это будет самый лучший трамплин, чтобы двигаться дальше. Конечно, можно сразу идти в международные фонды. Везде процесс одинаковый. В нашей стране много хороших специалистов, уже в юном возрасте ребята интересуются кодингом, технологиями. Исторически так сложилось, что украинцы начинают работать раньше, чем в остальных странах. Если в мире только в 25 лет начинают делать свой первый стартап, у нас в таком возрасте у многих это уже пятый полет.